thornywolf (thornywolf) wrote,
thornywolf
thornywolf

Маска Длинноносого Бога

01


      Маски Длинноносого Бога из кости, меди и морских раковин (Busycon) являются артефактами миссисипской культуры (800-1600 гг. н.э.) найденными на Среднем Западе и юго-востоке США. Небольшого размера лица в форме щита с квадратными лбами, круглыми глазами и большими носами различной длинны. Большинство находок Юго-Западного Церемониального Комплекса представляют собой серьги в виде этих лиц.

      Некоторые археологи, в том числе Джеймс Б. Гриффин из Смитсоновского института, считали, что маски Длинноносого Бога свидетельствовали о контакте с Месоамерикой. Они предполагали, что прототипом маски послужил бог ацтеков Якатекутли, чьё имя означает «Владыка, указующий пути». Он считался одной из ипостасей Кецалькоатля. Иногда его называли Якаколиуки, «Тот, у кого орлиный нос» или Якапитцауак (Yacapitzahuac), «Заострённый Нос», и изображали с удлинённым носом. Якатекутли поклонялись «почтека» класс профессиональных странствующих торговцев.



      В 1990-х годах антрополог Роберт Л. Холл (Robert L. Hall) предположил, что маски использовались народами Миссисипи как часть ритуала усыновления, в которых важна роль лидеров (вождей) при фиктивном родстве, призванным укрепить политические союзы и торговые отношения. Холл, эксперт в области индейской системы верований, утверждал, что маски использовались в ритуале для обозначения лиц, соотносящихся с ролью Красного Рога (героя мифологии Виннебаго, известного как «тот, кто носит лица на ушах) и его сыновей.  В одном из мифов индейцев Кэддо «дикий брат» героя Близнеца обладает длинным носом, который волшебным образом был уменьшен знахарем. Это заставляет некоторых исследователей думать, что разная длина носа соответствует этапам инициации: короткий нос в начале церемонии и длинный нос как обозначение полного принятия родства.

      Первая маска Длинноносого Бога была найдена рядом с черепом в могиле Большого Маунда в Сент-Луисе в 1870 году. С тех пор, на территории штатов Алабама, Арканзас, Флорида, Айова, Луизиана, Миссури, Оклахома, Теннеси и Висконсин было обнаружено более двадцати таких артефактов, но большая их часть была обнаружена на территории штата Иллинойс.

prec41-lg

При раскопках кургана Гахаган (Gahagan) в Луизиане в 1939 году, была найдена пара медных масок. Самая длинноносая их них 22.4 см, а вторая 22см в длину. 



Meramec27longNoseMaskSMLongNoseGodMaskAlabamaSide04


  Частная коллекция Джона Крумма (инициалы JK на образцах, в его коллекции) включает в себя два значимых артефакта обнаруженных при осушении реки Мерамек (Meramec) в 1910-х и 1920-х годах. Наиболее значительным артефактом является маска Длинноносого Бога, вырезанная из куска ракушки. Маска менее 4 см в длину и 3.8 см в ширину. Толщина составляет 2.4 мм. Носовой вырез 2.7см в длину. Выпученные глаза 1 см в диаметре. Вес маски 4.4 грамма. Оригинальный амулет должно быть весил 9 грамм.



longNoseGodMaskFlorida
Маска Длинноносого Бога, изготовленная из меди, обнаруженная в кургане Грант, штат Флорида.
(Вильямс и Коггин 1956: Рисунок 10). Высота 6.6 см, ширина 5.6 см.



longNoseGodMaskWisconsin

Маска Длинноносого Бога, изготовленная из ракушки, обнаруженная в Diamond Bluff, штат Висконсин. Высота 3.8 см, ширина 3.0 см.

LongNoseGodYokumRealSize

Маска Длинноносого Бога, изготовленная из ракушки, обнаруженная Перино в кургане Йокум, графства Пайк, штат Иллинойс.


004.700x700

243506_1000

godmaskbone

godmaskcopperlarge

shellmasktriplefacesm

shellmasks2montana

godmask2longcopper


===========================================================================================

Маска длинноносого бога. Северо-Запад Айова
By Duane C. Anderson

      Маски Длинноносого Бога из Милл Крик северо-запада Айовы, описаны и обсуждаются в свете предыдущих открытий. Маски, найденные в Айове, расширяют ареал распространения этого, уже широко представленного художественного произведения и подчёркивают степень и интенсивность связей между Миссисипи и Милл Крик, подтверждая предположение о тесных контактах между этими областями, связанных с обменом технологиями, материальными благами и культурой. Так же они подтверждают гипотезу о существовании различных культов Длинноносого Бога от юга до севера Прерий.

      Маски Длинноносого Бога были найдены в ряде населённых пунктов «Миссисипского треугольника» (Mississippian Triangle) от Азталана в штате Висконсин, до кургана Гахаган в Луизиане и кургана Грант во Флориде. Как правило, маски характеризуются высоким качеством изготовления и высокой степенью сходства. Лицо в форме щита с большими круглыми глазами, маленькими зрачками и щелью рта. Горизонтальная линия отделяет лоб от головного убора, представленного в виде зубчатой линии.  Все известные маски изготовлены или из морских раковин или листовой меди.

      Вильямс (Williams) и Гоггин (Goggin) в 1956 году были первыми, кто обобщил данные и описал 11 образцов масок. Перино (Perino) в 1966 году описал две маски из графства Сен-Клер, штата Иллинойс. Перино (1967), Барейс (Bareis) и Гарднер (Gardner) (1968) обсудили три образца из округа Пайк, штата Иллинойс. Барейс и Гарднер также описали две маски из графства Фултон, штат Иллинойс. Ещё две коротконосые маски были описаны, одна из раскопок Эммонс, графства Фултон, Иллинойс – Гриффином (Griffin) и Морсом (Morse); вторая была найдена Перино на раскопках Йокем (Yokem) округа Пайк, Иллинойс, где, как полагают, и возникла одна из трёх форм масок. Поскольку форма обеих находок была одинакова,  было выдвинуто предположение о том, что длинна носа зависела от доступности материала из которого изготавливались маски.

      Ритуальные функции масок Длинноносого Бога не известны, но Барейс и Гарднер утверждают, что они были частью «магического комплекта» (medicine bundle), так как были обнаружены в связке с диском из известняка, ракушкой, куском галенита и четырьмя красками. Помимо этого, стало возможным предположить, каким образом носились маски Длинноносого Бога.  Вильямс и Гоггин приводят в пример находку Т.Т. Ричардса (T. T. Richards) - две медные маски «за ушами» скелета взрослого мужчины, захороненного с женщиной на глубине трёх футов в северной части Большого кургана в центре Сент-Луиса, штат Миссури.

      Это предположение о размещении на теле так же подтвердилось изображением маски на ухе в виде украшения, вырезанным на курительной трубке «Большой Мальчик» (Big Boy) из Спиро (Spiro), штат Оклахома.  Подтверждения этой гипотезы находили и после. Перино нашёл пару масок в погребальном захоронении в графстве Сен-Клер и Барейс с Гарднером обсуждали ещё одну пару, найденную в графстве Фултон.

05


      Находка маски Длинноносого Бога на северо-западе штата Айова, расширяет границы этой распространённой художественной формы. Образец Айова был найден членом Северо-Западного Археологического Общества Айова, при раскопке Джонс в Милл Крике, деревни Мидден в графстве Чероки. Однако маска не в полной мере отражает все атрибуты классической формы (рис.1). Фактические размеры по длине маски, ширине и длине носа являются следующими: 45*31*34 мм. Прогнозируемые размеры, должны были составлять, соответственно: 53*42*55мм.

02

Рис. 1. Фронтальный и боковой виды маски Длинноносого Бога  из раскопок Джонса в Милл Крик, Северная Айова.


      Образец из раскопок Джонс имеет небольшой выступ в центральной выемке головного убора и имеет ступенчатую выемку с краю. Так же, он имеет перфорацию, сделанную на лбу, внутри горизонтальной линии, отделяющей голову от головного убора. Несмотря на повреждения в нижней части лица, явно можно различить горизонтальную линию рта. Нос сломан, но, по-видимому, сужался до острого кончика. Эти особенности являются общими для всех, описанных выше образцов. Единственное нехарактерное исключение в маске Айова, это вырез на боковой части лица. Аналогичный вырез так же появляется на маске зарисованной Гриффином и Морсом в 1961-м году.

      Хотя раскопки Джонс не были закончены, и не был проведён радиоуглеродный анализ, находки были отнесены к миллкрикской керамической серии. Незначительное наличие найденных предметов миссисипской культуры не повлияло на определение раскопки Джонс как «чистой» миллкрикской. Таким образом, нет никаких оснований сомневаться в культурной ассоциации этой маски.

      Комплекс Милл Крик датируется 900-1350 годами нашей эры и уже давно известен своей «Старой деревней», влиявшей на регион количеством добываемых морских раковин Marginella, Olivella и Busycon. Наряду с небольшим количеством миссисипских артефактов, в комплексе также находят сиукские (Sioux) фазы влияния. К ним относятся камни «чунки», резная керамика Рэми (Ramey) и керамика Пауэла (Powell Plain pottery); полированные чаши, фигурные чаши, горшки для бобов и катушки для ниток. Хеннинг (Henning) считает, что «Старая Деревня» керамического комплекса была основана в период 1100-1250 гг. н.э. Предположительно, большинство других появились позже этого времени.  Открытие масок Длинноносого Бога в контексте степени интенсивности миссисипско-миллкриковских отношений, подтверждает плотное участие миссисипской культуры в центральных районах Америки в сфере интеграции культуры, технологии и обмена материальными благами.

03

Рис. 2. Контур маски Длинноносого Бога показан на внешней стороне трубчатой ракушки. Противоположная сторона лица показана на внутренней стороне в разрезе (в центре). Маска, представленная ниже, была экспериментально вырезана из большой ракушки по мотивам образца из раскопки Джонса.


      На основании радиоуглеродного анализа масок из кургана Йокем (были найдены три маски с длинными носом и одна с коротким), Перино датирует их изготовление 1200-1300 годами н.э. 

      Вильямс и Гоггин, зная о проблемах в интерпретации курительной трубки из Спиро «Большого Мальчика», высказали предположение, что маски Длинноносого Бога появляются в раннем периоде Миссисипи, до развития Южного Культа позднего периода Миссисипи. Гриффин и Морс отвергают любые чёткие временные разделения и рассматривают маски как часть постепенно развивающегося церемониального комплекса, широко распространившегося по восточной части США в течение 500-летнего периода.

      В штате Айова мотивы Южного Культа не были зарегистрированы, несмотря на большое количество проведённых раскопок в Милл Крик. Однако на раскопках Онеота (Oneota) в городе Бастиан, штата Айова и Утз (Utz) в штате Миссури были найдены такие элементы, как плачущие глаза или говорящие символы,
Хотя раскопки Онеота датируются 930 г. н.э., элементы, связанные с Южным Культом, не выходят за протоисторический или ранний исторический период. Это означает, что временное разделение между использованием масок Длинноносого Бога в Милл Крик и включением Южного Культа в культуру Онеота, составляет не менее 200 лет (по данным Вайли (Willey 1966: 310-311) культура Онеота сформировалась только в 11 веке, заменив собой культуру вудланд. Прим. пер.).

      Возможно, Гриффин и Морс правы в предположении, что церемониальный комплекс с участием Длинноносого Бога неуклонно развивался в течение длительного периода времени на востоке, однако, скорее всего, ареал этого развития не достиг восточной границы равнин. На северо-западе штата Айова существует два разных «горизонта» доказательств теории Вильямса-Гоггина. Длинноносый Бог ближнего Миссисипи, представленный раскопками в Милл Крик, появился раньше, чем Южный Культ, явно узнаваемый в находках культуры Онеота.
===========================================================================================

Примечания от меня:

  1. «Магический комплект» (medicine bundle) используется индейцами для исцеления. Состоит из свёртка, сделанного из кожи или шкуры животного, в которых целитель собирает комплект ритуальных предметов: амулеты, травы, камни и другие принадлежности для исцеления. Комплект составлялся в зависимости от силы знахаря и по конкретное заболевание. Комплекты были индивидуальные, родовые и племенные.

medicine bundle



  1. «Чунки» - индейская игра с палкой и круглым камнем с дырой внутри. Круглые камни или кольца катили по земле и в дыру бросали копья. Копьё должно было воткнуться максимально близко к камню, чтобы остановить его. Эта игра была очень популярна в 600 годах нашей эры в регионе Кахокия и игралась на огромных аренах (до 19 га), вокруг которых присутствовало огромное количество зрителей. В более позднее время (после 1500 г. н.э.) эта игра трансформировалась, каменный круг был заменён лёгким кольцом. Этот вариант игры был известен практически  во всей Северной Америке.

Catlin_Tchung-kee,_a_Mandan_Game_Played_with_a_Ring_and_Pole_01

735px-Stone_discoidals_SOMACC_HRoe_2010



Материалы:
http://users.stlcc.edu/mfuller/indianhill.html
http://www.museum.state.il.us/muslink/nat_amer/pre/htmls/miss.html
http://www.mpm.edu//research-collections/anthropology/online-collections-research/aztalan-collection/wisconsin-outpost
http://www.hotcakencyclopedia.com/ho.Redhorn.html
http://www.lithiccastinglab.com/gallery-pages/2005octobergodmaskpage1.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Long-nosed_god_maskette



Tags: Археология, Ацтеки, Индейцы, Маски, Сиу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments