thornywolf (thornywolf) wrote,
thornywolf
thornywolf

Category:

Национальное искусство Чиппева (Оджибва).

01 - birchbark transparency
Нет предмета более универсального, чем искусство. На протяжении веков оно служило для отражения любви к красоте и желания выразить красоту, которые являются общими для всего человечества, изменяясь только в форме выражения, у разных рас и эпох. Американские индейцы были окружены красотой природы, и они реагировали на неё больше, чем можно предположить.
   Индейцы Папаго (Papago), описывая прекрасные пейзажи своего региона, говорили: "Природа - единственная радость старого индейца".

 
   Каждое племя для своих произведений искусства использовало тот материал, который был доступен в регионе, где они жили, и искусство Чиппева было неразрывно связано с берёзой которая, по из преданиям, была даром Ненабожо (культ. герой, помощник Великого Духа) племени.
   Кора березы делится на слои, количество которых может достигать нескольких десятков. Весной кора мягкая и поддаётся различным механическим воздействиям.

   Одной из форм искусства Чиппева являются берестяные «открытки». Они делались из тонкой коры, украшенной нарезками (насечками) в виде различных картин.
   Кора несколько раз складывалась по углам и прокалывалась по линии сгиба, потом ещё раз складывалась пополам по определённому шаблону, и так повторялось много раз до тех пор, пока картина не приобретала классический вид (см. рис).

03

   Прикусыванием зубами на поверхности коры создавался фон (фактура). Некоторые детали рисунков делались проколом шила, а некоторые путем протаскивания и скручивания коры между зубов.
   Существуют «открытки» сделанные только с помощью зубов, без использования каких-либо инструментов.

04

10
Эти «открытки» были как маленькие гравюры. Женщины хранили сложенные берестяные листы среди личных вещей, когда лагерь переносился с места на место. Они гордились ими и показывали их своим друзьям. У этих «открыток» не было никакого практического применения, они не были связаны с религией или магией, у них не было символизма, они не имели никакого дополнительного значения.
   Уильям Х. Холмс (William H. Holmes) писал, что эти «открытки» являются примером "искусства ради искусства". По словам его информаторов, берестяные «открытки» берут своё начало из времён заготовок кленового сахара.
Лагеря по заготовке сахара располагались в лесу, где было много мягкой и свежей бересты. По вечерам, после окончания работы, женщины сидели в шалашах и при свете костра делали маленькие «открытки». Такая атмосфера благоприятствовала развитию этого изящного примитивного искусства.

   Холмс собрал более 200 таких «открыток» среди своих информаторов в северной Миннесоте и южной Канаде. Чаще всего информаторами были пожилые женщины, так как в основном именно они практиковали создание берестяных «открыток». Самые старые «открытки» его коллекции сделаны около 100 лет назад.
   Эта ремесленная школа практически не упоминается ранними исследователями, так как не попадала в поле зрения торговцев и путешественников.
  Размеры «открыток», как правило, не превышали трех квадратных дюймов (6.45 см2). Если открытка представляла собой полосу, то могла быть немного длиннее. Рисунки, в большинстве своём геометрические и абстрактные, с развитием декоративных практик стали чаще заменяться стилизованными природными мотивами, такими как розы или звезды. Реже встречаются животные или люди. Женщины старались не повторять рисунки в разных «открытках», каждый раз это была оригинальная работа, особенностью которой было то, что создаваемая картина сначала максимально продумывалась создателем. Женщины всегда знали, как будет выглядеть финальная версия «открытки» ещё до того, как приступали к ней. Не было никаких экспериментов.

11
12
  Другим видом национального искусства была обработка бересты шилом из рыбьей кости, ножом или острым камнем. Индейцы прокалывали отверстия в бересте, а затем делали вырезы между отверстиями, таким образом, создавая целые картины. Госпожа Мэри Инглиш (Mrs Mary English), сестра Уильяма Уоррена (William Warren) историка Чиппева, в молодости лично видела, как это делалось. Рисунки представляли собой треугольники и зигзаги, и использовались в качестве отделки мокасинов, в те времена, когда у индейцев ещё не было бисера.
  Появление ножниц создало новую форму искусства Чиппева - резка бересты в виде силуэтов людей и животных, которые женщины хранили так же как берестяные «открытки». Как и «открытки», эти вырезанные силуэты не имели никакого практического применения, используясь лишь для удовольствия, в качестве объекта искусства.

05
  Дизайн таких берестяных картин варьировался от простых моделей, таких как типи и звезды, до сидящего на земле индейца с трубкой или Птицы Грома. При вырезании таких картин фантазия ничем не ограничивалась. Зачастую женщины вырезали листья, цветы или просто кривые линии. Такие вырезанные картины с интерпретацией природных форм так же рассматриваются как предметы искусства.
   Старые Чиппева говорят, что многие такие вырезки использовались в бисерной вышивке, придя на смену геометрическим узорам и имитируя цветочный орнамент с природными мотивами. Маленькие вырезанные берестяные картинки иногда использовались при декорировании передней части мокасинов.
   Индеанки использовали берестяной трафарет для вырезания картинки из оленьей кожи или бархата, приклеивали получившийся рисунок мучным клеем и прошивали края рисунка строчкой белого бисера. Если бисера было много, то строчка делалась двойной.


06
  С увеличением количества бисера и его цветовых гамм, индеанки стали массово использовать его в своих изделиях.          
   Переходя от схематичных орнаментов к максимально приближённым, в качестве шаблонов они стали использовать природные элементы, например листья клёна. Природные элементы не сочетались друг с другом и между ягодами, цветами и листьями оставалось пустое пространство, которое заполнялось чёрным бархатом.


07

   Также использовались многие другие природные материалы. Иглами дикобраза декоративно расшивалась береста, которая использовалась для всех видов картин (в том числе как иллюстрации к историям), карты, письма, исторические записи. До нас дошло много старых коробов и коробок, художественно украшенных иглами дикобраза.

08
09
  В сфере прикладного дизайна Чиппева был интересный момент наделения рисунков определённым смыслом. Вышитый  человек держал в руке некий символ, звезду или радугу. Таким образом, владелец такого рисунка мог сообщить миру, что ему приснилась звезда или радуга, и он получил от них помощь в чрезвычайной ситуации. Так же на некоторых вещах использовались образы тотемных животных своего клана.
  Всё истинное искусство свободно от самосознания. Женщины Чиппева, сидя в шалаше у костра, выражали себя и свой внутренний мир через берестяные «открытки». Маленькие «открытки» не имели никакой ценности и были лишь частью любви к красоте и желанию выразить эту любовь. Именно эти желания лежат в основе национального искусства на протяжении веков.
  К сожалению, искусство Чиппева не может возродиться, потому что частью его жизни был старый шалаш, любовь к красоте и ясное мышление. Берёзы до сих пор стоят на склонах, но это национальное искусство Чиппева ушло навсегда.
FRANCES DENSMORE
RED WING, MINNESOTA
1941г.

The Native Art of the Chippewa
Author(s): Frances Densmore Source: American Anthropologist, New Series, Vol. 43, No. 4, Part 1 (Oct. - Dec., 1941), pp. 678 -681 Published by: Blackwell Publishing on behalf of the American Anthropological Association




Tags: Индейцы, Искусство, Оджибва, Чиппева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments