thornywolf (thornywolf) wrote,
thornywolf
thornywolf

Ирокезские серебряные броши (as-ne-as-ga)

013

Ирокезские серебряные броши (as-ne-as-ga)
Harriet Maxwell (1900г.)



От себя - трактовка значений брошей исключительно на совети автора статьи.

Символы власти всех народов, будь то скипетр, герб или крест примитивного знахаря, всегда художественно оформлялись драгоценностями, золотом и серебром. Горностаи и пурпур украшались редкими драгоценными камнями; одежды правителей отделывались золотым шнурком; печати, талисманы, диадемы и короны украшались драгоценностями. Даже простая головная повязка крестьянки имеет свои декоративные украшения.
От короны монарха, где драгоценные камни конкурируют друг с другом в богатстве, к безделушке дикаря - одна и та же тема занимает весь человеческий род: помпезность и великолепие, тщеславие и хвастливость.
Будь это показной блеск драгоценного камня, радужное сверкание бриллианта, жизнерадостный жар рубина, неподвижность сапфира, успокоительность изумруда, или спокойствие жемчуга, все они поймали ритмичную вибрацию природы и украсили себя ее праздничными цветами, чтобы увековечить летопись королевств и корон.

У примитивного человека была своя концепция красивого, с его грубым способом художественного оформления. Возможно, у него не было драгоценных камней, но украшенная резьбой ракушка и разноцветные камешки в полной мере отвечали его желанию украшать.
Серебро, "строгое и прочное", всегда служило воле изысканных и милостивых людей.
С изящным эффектом это иллюстрировано древним мастерами. Шаху Персии инкрустировали его самые драгоценные камни серебром. Камни пропитали ядом и скрыли в серебряных перстнях, что бы приговоренный, поцеловав такой перстень, умирал.
Персам не разрешено молиться, имея на себе золотые украшения – только серебряные. В древних империях тот, кто освобождался от рабства, носил серебряные кольца и украшения как знак своей свободы. Самые редкие старинные украшения легионеров были серебряными. Серебряные амулеты давались солдатам, идущим на войну как символы их доблести и отличий. И так из века в век, всегда и везде серебро было основным материалом для украшений.

Также было и у ирокезов. За исключением нечастого использования латуни, основным материалом их украшений было серебро. Никто и никогда не видео золотое декоративное украшение, сделанное индейцем.
Коллекция брошей в индейском музее в Олбани (Нью-Йорк) включает в себя почти все, что создали ирокезские мастера, начиная с момента появления европейцев на континенте.
Согласно легенде, молодой вождь, увидев вещий сон, отправился к вершине Скалистых гор. Ночью, когда он добрался до вершины, яркий свет осветил камни, в которых блестели полосы серебра. Только в этом тайном месте серебро блестело на ярком свету, и молодой вождь взял одну из мерцающих лент как доказательство того, что его видение осуществилось в действительности. Его сон повторялся несколько раз и, каждый раз он отправлялся в путь. Но приходя днем, он не мог найти это секретное место и драгоценный метал. Все скалы выглядели серыми и угрюмыми. Наконец он понял, что может находить серебро только под покровом ночи и если он кому-то покажет это тайное место, то его сила покинет его, но соблазненный уговорами ближних, пообещавших ему много подарков и ценностей он выдал им тайное место и свет прекратил освещать скалы навсегда.
Как бы то ни было, в местах древних захоронений, до сих пор не найдено ни одного серебряного изделия, так что мы можем благополучно датировать появление ирокезских брошей и прочих серебряных украшений, временем появления французов на территории ирокезских земель.
Более крупные серебряные изделия ковались из монет и медалей, так как французские и английские военные метки и гербы чаще всего встречаются на ирокезских украшениях. На многих маленьких брошках имеются штампы европейских изготовителей ложек и вилок. При производстве украшений эти торговые марки были сохранены индейскими мастерами, неосведомленными о смысле европейского алфавита, в качестве украшающей гравировки, тем самым, увековечив в истории инициалы и мастерские европейских ремесленников.

Дизайн
Среди французских, английских и датских методов оформления серебряных украшений, не встречается дизайнов, сопровождающихся пробиванием насквозь монет при создании брошей. Фактически всю полноту и оригинальность подобного метода можно приписать ирокезам. Однако это не умаляет достоинства европейских методик, при использовании которых ирокезы достигли мастерства в изготовлении украшений.
В качестве тем для дизайна брошей использовались тотемные животные, сюжеты мифологии, сакральные символы шаманов и различные природные символы: луна, солнце, звезды, птицы, животные.
Европейцы также делали серебряные украшения и продавали аборигенам, но глаз эксперта может легко обнаружить работу индейца, не использовавшего механизированные приспособления и инструменты, сделанную вручную и имеющую неровности и кривизну. Комплект инструментов был ирокезского мастера был обнаружен в прошлом году, после того как мастер прекратил создание серебряных украшений из-за старости. В его арсенале инструментов преобладали цинковые части от старой стиральной доски. Он никогда не делал украшения из американских монет из-за своих моральных запретов. По его словам, он предпочел серебро золоту, потому что это был цвет облаков.
Не меньший интерес среди индейских украшений вызывают серебряные полосы, носимые на голове и украшенные перьями (подобные примитивные короны украшали головы великих вождей ирокезов), браслеты различных видов и дизайнов, кольца, представлявшие собой соединенные сердца, и горжетки. Нет ни одного бесполезного украшения. Брошки использовали как застежки, скрепляя части одежды или просто украшая ее. Богатая ирокезская женщина могла носить до трехсот-четырехсот брошек на платье. Мужчины украшали брошками свои пояса, набедренные повязки и одеяла из оленьей кожи. Броши становились семейными реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение.
Теперь, когда не осталось ирокезских мастеров и современные украшения заменяют старые, знатоки и хранители прикладывают все силы, чтобы сохранить изделия своих предков. В государственной коллекции в Олбани есть любопытная партия маленьких круглых брошек, нашитых на оленью кожу. Поскольку никаких других изделий этого вида не было найдено в раскопках ирокезских поселений, было решено исследовать их происхождение и, к настоящему времени, их создание присваивается мастеру алгонкину.
Это доказано подобием форм брошек алгонкинских племен саук и фокс. Эти брошки принадлежали жене Красной Куртки (Red Jacket). Ее потомки рассказывают, что ранее они принадлежали войну захваченному в плен.
Если какой-нибудь эксперт взялся бы идентифицировать серебряную брошь он мог бы отнести ее к онейда, сенека, каюга, онондага или могавк, так как у каждого племени были свои собственные мастера изготавливающие брошки. Но постоянное использование брошей в качестве подарков, денег или просто меновой единицы сводит на нет возможность национальной идентификации.
Также ирокезы использовали для производства латунь. На это указывает небольшое количество найденных колец. Серебряный одинарный и двойной кресты язычники ирокезы носили как украшение, а обращенные в христианство, как символ веры. Также в дизайнах присутствуют идентификаторы кланов, знаки дружбы и орел, часто фигурирующий в мифологии ирокезов
plate62
Рисунок 1 (plate 62)
1. Самая любопытная и изобретательная форма. Аналогов этой брошки не существует. На брошке изображены тотемные животные, история семьи и предков воина, носившего брошку.
Брошка номер 1 рассказывает историю союза кланов Волка и Медведя. Верхний сегмент представляет медведя, нижний волка. Сегменты объединены человеческим лицом, указывающим на главу семьи. Фигуры волка и медведя заканчиваются боевыми палицами и булавка, объединяющая их, указывает на то, что вождь из клана Медведя женился на женщине из клана Волка. Оба они происходят от семей сахемов.
2. Брошь представляет собой комбинацию великого орла, защитника рос и войны, или неба и земли. Увеличенные хвост и маленькие крылья указывают на его причастность к небу. Полукруги указывают на его причастность к земле или военного делу. Каждая черта, нанесенная на брошку, является символом, понятным посвященному читателю.
3. Редкая брошка - символ воина. На одном конце показан томагавк, на другом боевая палица.
4. Масонская брошка, которую носил Красная Куртка, сделанная для него масонской ложей. Единственная брошка в коллекции, сделанная из американской монеты.
5. Аналогичная брошка, но меньшего размера и с булавкой.
6. Представляет союз наций в войне далекой от дома. Содержит знаки земли и воды. Волнистые и прямые линии - символ союза племен.
plate63
Рисунок 2 (plate 63)
7. Части серебряной ленты от головного убора.
8. То же самое.
plate64
Рисунок 3 (plate 64)
9. Серебряная серьга, орел.
10. Серьга с кулонами, петля представляет собой боевую палицу.
11. Серьга без кулона.
12. Единственная золотая серьга в коллекции. Символизирует дыню.
13. Сережка, инкрустированная стеклом и зеленой оловянной фольгой внизу.
14. Объединение боевых палиц и арки. Арка указывает на союз племен.
15 и 16. Боевые палицы охраняются головами двух черепах (сверху)

plate65
Рисунок 4 (plate 65)
17 и 18. Серьги, найденные в Канаде. Два сердца, сверху объединенные короной - символизируют дружбу.
19-22 Аналогично 17 и 18.
23. Cердце, украшенное рогами (символ сахема), указывает на дружеское или любовное отношение к вождю (сахему).
24. Корона, заканчивающаяся двойной змеей с головой орла. У этой змеи есть власть над землей и морем. Волнистые линии показывают воду, длинные линии - землю, две точки, показывают день, солнце и луну, или путешествие, сон и начало. Эта брошь признана важным символом шаманского общества.
plate66
Рисунок 5 (plate 66)
25. Огни совета. Полукруги внизу представляют собой землю, два полумесяца в вершине - первые и последние четверти луны.
26. Брошка вождя. Сердце и земляная змея, которая охраняет боевую палицу.
27. Горящий хвост птицы. В центре - сердце. Очевидно тотемная птица.
28. Сова, хранитель ночи. Знак тишины и тайны.
29 и 30. Сердце, охраняемое совой.
31. Гравированная брошь.
32. Сердце.
33. Рогатая брошь сахемов. Три ветви обозначают трех сахемов в семье.
plate67
Рисунок 6 (plate 67)
34. Сердце и лицо.
35. Рогатая сова. Открытый рот, глаз нет.
36. Сердце и говорящая сова (определяется открытым ртом).
37. Кольцо дружбы. Две руки, сжатые через сердце. Сверху корона - эмблема победы.
38. Кольцо вдовы. Два сердца, одно мертвое, другое - живое. У первого нет отличительных особенностей. На втором высечены слезы – названо индейцами «плачущим сердцем».
39. Один из видов брошей - звезд.
40. Огонь совета. Три выступа сверху - пламя огня совета. Пересечение перекладин указывает на дрова для костра. Также скрещенные перекладины указывают на индейские земли или корни дерева, расходящиеся на север, восток, юг и запад.
41. Рогатая брошь вождя. Также знак путешествия и палатки (дома). Полностью измененная брошка - рожки должны быть наверху. Украшено зеленым стеклом.
42. Двойная боевая палица, стены дома и рога сахема. Брошка лиги ирокезов.
plate68
Рисунок 7 (plate 68)
43. Масонская эмблема. Эта форма часто встречается у могавков.
44. Необычная брошь. Свиток и голова волка между двумя звездами.
45. Звездные лучи, заканчивающиеся с боевыми палицами.
46. Рогатая брошь с сердцем.
47. Брошь огня совета.
48. Крест, изготовленный европейцами.
49. Сердце.
50. Двойной крест. Изделие ирокезов.
51. Сердце и рога оленя.
52. Серьга.
53. Серьга
54. Перевернутая брошь. Необычное сочетание рогов оленя и боевых палиц.
55. Серьги. Орел.
56. Верхняя часть серьги.
57. Серьга.
58. Круглая брошь с символами земли.
59. Серьга с кулоном-черепахой.
60. Сердце.
61. Серьга.
plate69
Рисунок 8 (plate 69)
62. Вариации брошей 71 и 74.
63. Перевернутая брошь. Объединение голов черепах и рогатой короны. Тотемная брошь кланов черепахи и оленя.
64. Перевернутая брошь. Брошь огня совета. Сверху показывают новые и старые четверти луны.
65. Вариация броши 71.
66. Один из двойных крестов, не часто находимых в местах погребения. Передавался по наследству. Изготовление европейского мастера.
67. Перевернутая военная брошь. Боевая палица сверху указывает на чужое племя. Боевая палица внутри броши указывает на свое племя. Необычная комбинация.
68. Сова и сердце.
69. Брошь с простыми диагональными линиями – символизирует союз племен и его силу. Такая брошь встречается чаще всего.
plate70
Рисунок 9 (plate 70)
70. Канадская брошь. Комбинация рогатой совы и сердца - точки и знаки воды указывают на путешествие; кривые линии и две разделенных линии указывают на ветер и путешествие.
71. Большая брошь. Внешние круги на концах лучей показывают луны (24 луны). В центре знак лагеря (поселения). Скорее всего, военная брошь.
72. Редкая брошь сражения. Томагавк (в верхней части) комбинируется с боевыми палицами.
73. Канадская брошь. Комбинация сердец и пяти кругов (символы 5 наций).
74. Аналог броши 71.
75 и 76. Медные броши. Много таких было найдено в племенах саук и фокс.
plate71
Рисунок 10 (plate 71)
77. Нижняя часть серьги (кулон).
78. Нижняя часть серьги (кулон). Внизу головы черепах.
79. Серьга с сердцами и символами земли.
80. Серьга.
81. Брошка. Сердце, венчаемое парящей цаплей. Тотемная брошь.
82. Перевернутая брошь. Комбинация сердца и рогов оленя. Тотемная брошь.
83. Символы сердца и совета племен венчаются короной, внутри которой боевые палицы и сердце. В противоположных углах – оленьи рога и черепашьи головы, прямоугольники – совет кланов, охраняемый войнами, круги – количество солнц (дней), указывающие длительность совета. Круг внизу указывает на вампум и двух его хранителей.
84. Перевернутая брошь. Символы земли и камня.
85. Серьга.
86. Серьга. Внутри стекло, по периметру зеленая оловянная фольга.
87. Серьга.
88. Брошь – сердце и рога оленя. Солнца в оленьих рогах – символ охраны.
89. Перевернутая брошь. Совет кланов. Восемь кругов символизируют восемь кланов сенека: олень, цапля, ястреб, волк, медведь, бобер, черепаха и бекас.
90. Большая серьга или кулон. Внутри стекло, по краям зеленая фольга.
91. Редкая двойная змея с головой орла, окружающая пять сердец, которые символизируют пять племен.
92. Перевернутая брошь. Круги и точки указывают на количество дней и ночей в совершенном путешествии (походе).
93. Серьга.
94. Серьга со стеклом в центре и оловянной фольгой.
Спасибо за помощь Михаилу Виноградову

Пример:
016
001
002
003
004
005
006
007
008
009
010
012
014
015
99999
017
018
019
020
021
023
024
025
026
027
028
029
030
031
032
Tags: броши. искусство, индейцы, ирокезы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments